naigoro (naigoro) wrote,
naigoro
naigoro

Кушетка есть, чего б не поанализировать?

=
По двум тестам обнаружил, что нахожусь если и не на территории синдрома Аспергера, то обиваю его пороги.
Велик соблазн, конечно, подогнать многое из того, что знаешь о себе, под красивый диагноз. Впрочем, пара симптомов, без которых "в Аспергер" не пускают, у меня таки отсутствует начисто, зато есть другое, о чем задумался еще раз сегодня. 
.
Начну сглупá. Родился вот такой тезис: продукция Apple предназначена для тех, кто в детстве не ломал игрушки. Ну, ясное дело, это я носителям одного глубоко мне чуждого свойства приписываю второе, тоже чужое. Тем не менее, интересно проанализировать, что это такое - ломать игрушки.
.
Наверное, кто-то из детей действительно хочет посмотреть, что у них внутри, и как они устроены. Не мой случай. Инженерной жилки всегда был лишен. Разве что просто открыть и увидеть начинку, засветить то, что по замыслу не должно больше видеть света - это да. Но не это главное.
.
Я всегда предпочитал неопределенные по назначению предметы, которые только я в фантазиях и наделял какими-то функциями. Любимыми игрушками были железные шарики, магниты (ради которых разбивал исправные моторчики, специально для этого купленные), осколки толстого стекла (мечтал о больших кусках стекла, особенно кубических), бесформенные твердые предметы - чем крупнее, тем лучше, линзы (это высший сорт!), но если попадалась лупа, то есть линза с оправой, от оправы я ее очищал сразу же, неясного назначения детали неизвестно от чего, проволока (в советское время по дорогам ее валялось на порядки больше, чем нынче), стеклянные шарики, любые твердые шарики вообще. Фильмоскоп (реалия того времени - просмотр диафильмов) разбирался до объектива. Когда потерял толстую линзу от фотоувеличителя, был убит этой утратой.
.
Куда это приткнуть? Туда же, куда и гипокультурность в целом. Интересно, что даже современная эстетика понемногу дрейфует в сторону очистки абстрактных форм от культурной шелухи. Но у меня эта потребность была сколько себя помню. Снабдить просто шар картинкой для меня означало безусловно его испортить. Сейчас, когда мне кажется странной потребность запортить керамическую чашку каемкой из "золотишка", это лишь продолжение того детского антикультурализма. 
.
Как далеко эта культуропатия распространяется? Кажется, в первую голову, на то, что рождает предметы, вещи - зримые и осязаемые. Музыки оно почти не касается, видимо, потому что музыка - уже довольно-таки абстрактный процесс. Хотя никогда не мог заинтересоваться тем, что исполняется оркестром, именно из-за культурной перегруженности: слушаю звук, но представляю не то, что он "сообщает", а играющий оркестр.
.
Помимо вещей, есть и более широкий охват - системы оценки межчеловеческих и социальных отношений. Здесь я никогда не принимал даже малейшего расширения зоны эстетики за счет зоны этики.  Пример с ПуссиРайот - последний из характерных. Оценки их акции в художественных терминах  вызывают у меня ощущение, что в такими "оценщиками" я живу в непересекающихся ноосферах. Вспомнил о них,  наткнувшись недавно на пост auvasilev про Быкова.
.
Кому как, а мне эта тема - динамика количества культурного в структуре личности - кажется интересной. Это тот случай, когда наличная реальность будто хочет что-то сообщить, но лишь в форме намека, и требуется еще несколько присестов-на-подумать, чтобы понять, на какие толстые обстоятельства она намекает.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments