naigoro (naigoro) wrote,
naigoro
naigoro

Category:

Банки, сотовики, авиаперевозчики

Прежде чем отомрут госсуверенитеты образца эпохи классической геополитики, они еще успеют пососать у нас кровушки.  Тот переходный, и устойчивый в своей переходности период, в который мы вошли - это период Большого Симбиоза между государством и крупнейшими компаниями в относительно высокотехнологичных отраслях, критически важных для современной цивилизации. В первую очередь это банкинг, мобильная связь и авиаперевозки. Здесь государство никак нельзя обойти - оно само определяет барьер входа на рынок, лицензирует и регулирует. Зато те, кто на рынок вошел,  переходят в режим охраны поляны, и государство им в этом охотно помогает.
В принципе, вне зависимости от количества авиакомпаний, мобильных операторов и "розничных" банков вся их совокупность все равно остается олигополией.
Почему билет на авиарейс больше похож на визу, выданную иностранцу? Даже оплаченный билет, как и виза, является лишь одной из предпосылок того, что вас пустят на борт. При этом ваше право им воспользоваться сопряжено с наглейшими ограничениями. Вы обязаны, по мнению авиаперевозчиков, не просто оплатить услугу, но и использовать ее только с определенной целью. Может быть, есть авиакомпании, взаимодействующие с потребителем хотя бы как интернет-магазины, у которых факт состоявшейся оплаты таки обязывает продавца поставить товар?
Почему нет ни одного банка, у которого типовой договор на открытие счета состоял бы не только из "клиент обязан" и "банк имеет право"? Ясное дело, не хочешь - не подписывай. Но ведь банкинг тоже глубоко регулируется государством, и так жестко, что остается масса опций, оптимальных для клиента и, казалось бы, выгодных для банка, но не используемыз из-за запрета государства. И при этом то же самое государство не может обусловить лицензию нормальным, вменяемо сбалансированным договором с клиентом. Разумной альтернативой, конечно же, была бы настоящая конкуренция. Чтобы более гуманные и уважающие клиента банки вытесняли с рынка тех, которые по всем вопросам "имеют право... без объяснения причин". Но нет: государство устанавливает входной барьер, и с этого момента его интересы и интересы тех, кого оно впустило, совпадают.
Почему существует какая-то плата за трансграничную передачу сигнала? Как это технически обусловлено? А в России, с ее экзотическим "внутрисетевым роумингом" - много ли теряет "Большая Тройка" на "приземлении сигнала", которое операторам якобы навязывает государство? Операторы делают вид, что жалуются на "приземление", но это, конечно же, крокодиловы слезы - с учетом сверхдоходов от этих лихих поборов. Конкурента же государство на рынок не пустит. Но и без "приземления" симбиоз между государством и операторами, выражающийся в получении с клиентов платы за существование госграниц, очевиден.
Заговора тут никакого нет, естественно. Есть стратегическое пересечение интересов, настолько надежное, что отраслевой лоббизм там совершенно не нужен. Деградирующий институт госсуверенитета и его бенефициар - бюрократия - прекрасно помогает банкам, авиакомпаниям и сотовикам находиться в комфортной внерыночной нише.
Tags: эпоха
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments